Форма входа

Поиск

Мини-чат

Статистика





Пятница, 26.04.2024, 01:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Мистический Круг
Главная | Регистрация | Вход
Цинарот - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Магия и Астрология » Таро. » Цинарот
Цинарот
СвабуноДата: Понедельник, 13.07.2009, 00:38 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные





Уже 2 или 3 дня слышу в голове слово "цинарот". Думаю: что за хрень? А поисковик вот что выдал.

СИСТЕМА ЦИНАРОТ

"Двадцатью двумя буквами, давая им форму,
смешивая их и комбинируя различными способами,
Бог сотворил все то, что есть, что имеет форму
и что будет ее иметь. Именно с помощью этих букв
Всевышний, да будет Он благословен, утвердил Имя
свое, возвышенное и незыблемое".

(Сефер Йецира)

Умозрительную, философскую часть Каббалы представляют понятия "счислений" — сефиротов, развертывающие перед нами картину возникновения и законов существования мира. Но обычное представление о Каббале как учении о магии чисел и звуков, которым пользуется западная эзотерика, тоже не лишено оснований. Сефиротам приписаны числа — от 1 до 10, каждое из которых в системе Каббалы описывается через понятие и атрибуты соответствующего сефирота. (Например, стабильность Хеседа соответствует четырехугольнику и числу 4, а активность Гебуры — пятиконечной звезде и числу 5.) Психика человека содержит определенные архетипические представления о цифрах (что иногда используется в психологических тестах), и, хотя образы цифр-сефиротов Каббалы не всегда совпадают с современными ассоциативными образами чисел, и в психологии могут быть использованы только с большой натяжкой, внутри самой системы цифра является значимым и рабочим ее компонентом. Несоответствие возникает из-за того, что образы сефиротов (как и планет в астрологии) и образы цифр — изначально разные вещи, и поэтому попытка напрямую описать одну систему через другую не может привести нас к полному успеху.

Соединительные линии в Древе сефиротов, описывающие их отношения между собой, тоже соответствуют числам — и, что еще более интересно, буквам. Написания букв в любой культуре возникают раньше, чем знаки чисел, и числа обозначаются буквами: причем за единицами следуют десятки, а дальше сотни: то есть 11-я по счету буква будет обозначать не 11, а 20, 12-я — 30, а 19-я — 100. Поэтому 22 соединительные линии Древа обозначены числами от 1 до 400 в соответствии с 22 буквами еврейского алфавита.

Но за каждой буквой иврита, работающей в общей системе понятий, тоже начинает читаться ее символический смысл. Он связывается с ее происхождением — объектом египетского иероглифа, который послужил прототипом этой буквы — и подкрепляется тем мистическим представлением, которое существует в Каббале о звуке вообще. Абсолютный звук — голос Бога — существует изначально, наряду с его Духом и Словом. Основу материального мира составляет мир сил (мир Гебуры, поэтому иногда возникновение букв связывается с Гебурой). Колебание звука в мире является проявленной силой, отражающей непроявленную идею Бога. Слово же есть сочетание и взаимодействие этих сил — способное породить объекты материального мира.

На этом во многом строится практическая часть Каббалы: через звучащее слово и значащее число мы можем проникнуть в мир сокрытого. Оперирование с силами сделало Каббалу тайным учением, передававшимся изустно, почему и возможно возводить авторство первоисточника Каббалы "Сефер Йецира" к самому Аврааму.

Также есть гипотеза, что к древним израильтянам Каббала перешла от египтян через Моисея (вспомним, что буквы в Каббале связываются с их изначально египетскими прототипами), а в период Вавилонского пленения была утрачена евреями, но сохранилась в халдейской Академии, где была изучена пророком Даниилом и передана им Ездре. Поскольку древо сефиротов описывает строение Солнечной системы, вполне вероятно, что создали его сами астрологи-вавилоняне, но остается несомненной связь Каббалы с египетским Таро, описывающим связь сефиротов между собой и кратко изложенном в Сефер Йецира. 22 аркана Таро соответствуют 22 буквам еврейского алфавита и астрологическим понятиям 12 знаков Зодиака и 10 планетам (системе 7 планет, созданной халдеями, и 3 высшим понятиям воздуха, воды и огня, которые соответствуют трем "высшим" планетам современной астрологии: Урану, Нептуну и Плутону).

Где и когда возник этот египетско-вавилонско-иудейский синтез, и в каком виде он мог существовать во времена пророка Даниила, остается тайной, скрытой покровами времени. Принципы и основы ритуалов практической магии изложены в книге "Ключики", авторство которой приписывается Соломону. Считается, что первоначально "Ключики" состояли из 36 талисманов, с 72 отпечатками, аналогичными с иероглифическими фигурами Таро, изображенными на древних памятниках Египта и подводящими нас к образу Гермеса Трисмегиста, изложившего в своей "Изумрудной скрижали" основной принцип астрологии и Каббалы — принцип аналогии.

Этот принцип говорит прежде всего о подобии самого верха (Кетера, сферы непроявленных космических ритмов) и самого низа (Малькута-Земли) и не столь явно относится к сферам промежуточных сефиротов. Средневековье, работая в чисто ментальной области Хода, несколько злоупотребляло этим принципом, порождая из истинных и прекрасных форм Нецаха ложные структуры. Мы же должны не повторять ошибок прошлого и, рассматривая образы Таро как логическую связь сефирот между собой, добраться до истоков тех философских и астрологических понятий, которые с ними связаны.

А чтобы не заблудиться в дебрях мистики оккультизма, следует не забывать о том, что еврейский алфавит, при всей его красоте — только один из алфавитов Земли. Его звуки обусловлены той местностью, где он возник, и числовые соответствия буквам в других языках были другие, как и сами звуки. Арифметические операции с буквами и сефиротами, работающие в системе Каббалы и помогающие раскрывать смысл ее понятий, в другой системе не дадут универсального результата — верного представления о мире и себе. Это поможет нам сделать только понимание логики системы и проникновение в смысл ее символов и образов.

Об этом пишут и сами каббалисты — в книге Михаэля Лайтмана мы прочтём: "Есть любители заниматься всякими вычислениями, сопоставлениями гематрий. Уже и Тору заложили в вычислительную машину и пытаются отыскать в ней всякие закономерности. Конечно, как во всей Торе, так и в любой её малой части, существует бесконечное количество всевозможных зависимостей — ведь Тора — это воистину Древо Жизни. Но что проку от получаемых формул — ведь что на самом деле кроется за ними, знает лишь постигший их духовный корень, а такому человеку уже и сама формула, поставляемая ЭВМ, не нужна.

Неужели от того знания, что гематрия имени Бога — 26, сердце взмывает вверх в большем порыве к Творцу, чем от продумывания сути этого имени! Что толку в изучении графических изображений букв без понимания внутреннего смысла их."9

Каналы, которыми соединены между собой сефироты и которым соответствуют карты Таро, называются цинарот ("от" — окончание множественного числа, так что лингвистически правильней было бы говорить "цинары", так же как и "сефиры", а не "сефироты", но в литературе укоренилось это последнее название, возможно, как более удобное для произношения, аналогично форме слова "серафимы" вместо "серафы"). Цинароты являются логическим развитием системы сефирот, и мы будем рассматривать их значения в опоре на эту систему, основываясь на идеях, связываемых с буквами и привлекая образно-живописные представления карт Таро. Цинароты — динамические понятия, проявляющие взаимоотношения между собой десяти статических субстанций сефиротов.

Трактовка значения буквы Каббалы традиционно связывается со следующими параметрами:

1) Прототип буквы (предмет, изображаемый египетским иероглифом: здесь возможны варианты в том случае, когда происхождение иероглифа однозначно не определено).

2) Звучание буквы: слова на эту букву и прямые ассоциации со звучанием — этот параметр используется в меньшей степени.

3) Форма самой еврейской буквы и ассоциации с ней — еще реже.

4) Разделение букв согласно системе языка на "двойные" (7 букв, произносящихся двояким образом, что характерно для иврита), "простые" (их 12) и 3 буквы-"матери" (алеф, мем и шин, соотносимые с основополагающими для астрологии понятиями стихий или тремя высшими планетами). Эти три буквы считаются основными, так как первая ('а) представляет собой звук как таковой, точнее, напряжение или смычку голосовых связок, результатом которой он является. Вторая (м) — наиболее ненапряженно произносимая буква: струя воздуха при образовании этого звука уходит обратно в носовую полость, не встречая преграды: естественность произнесения этого звука делает его наиболее божественным (здесь можно вспомнить индийский "ом"). Зато преграду на пути воздуха, образуемую языком и позволяющую создать все многообразие звуков в зависимости от места и формы преграды, у евреев символизирует шин (ш).

7 двойных и 12 простых букв соотнесены с планетами и знаками Зодиака просто по порядку. В этом смысле звучание буквы только символизирует знак Зодиака, но психологически не отражает его. (Здесь снова можно подчеркнуть, что поэтому в русском языке или в универсальной системе фонетики соответствия звуков, знаков и планет были бы другими).

5) Последовательность букв алфавита, взятая как логическая последовательность творения мира и манифестации атрибутов Бога, иногда продолжающая тот ряд, который начали сефироты.

Попытка синтезировать все эти разные представления о буквах изложена в книге "Сефер Отийот", менее подробно буквы рассматриваются в "Сефер Йецира" и "Зогаре", где они соотнесены со знаками Зодиака и планетами. Система, объединяющая цинароты с сефиротами, описывает 32 "двери света", охватывающие 10 сефиротов и 22 буквы как определенные типы разума, каждый из которых соответствует своему понятию или каналу, и таким образом тоже помогает понять логику системы.

Все эти представления приведены в сводной таблице, раскрывающей значения букв еврейского алфавита в различных традициях и их соответствия старшим арканам Таро.

[таблицу посмотрите здесь]

КОММЕНТАРИИ К ТАБЛИЦЕ

Существует два способа приблизиться к пониманию знания древних: условно их можно назвать архетипическим и традиционным.

Первый опирается на анализ тех истоков, которые породили эту традицию, выявляя параллели между мышлением современного человека и мышлением древних. Поскольку природа чувств и разума людей едина и за тысячелетия меняется не сильно, мы можем найти в себе самих те основания, которые пробудили в людях толчок, положивший начало этой традиции, и понять ее непосредственно в опоре на символы и архетипы.

Второй подход, традиционно-ортодоксальный, опирается на силу предания — и непрерывность линии передачи дает нам возможность проследить, как идея преломляется от времени ко времени. При этом подходе, чтобы уменьшить колебания, которые накладывает временной фактор на передачу традиции, важно максимально охранять ее от привносимых временем влияний и фиксировать каждый шаг развития традиции (что приводит к развитию ритуалов передачи, которые почитаются священными).

Эти два пути раскрывают традицию с разных сторон: первый обращает нас к внутреннему истоку, хранящемуся в каждом человеке, а второй — к опыту проживания традиции многими людьми. Говоря образно, архетипический метод представляет собой мост, соединяющий нас с другим берегом напрямую, а традиционный — паром, подверженный течению реки, где мы вынуждены держаться за веревку или зависимы от перевозчика.

За длительный период использования карт Таро возникали различные способы соотнесения образов букв с образами карт, и в настоящее время существует несколько традиций сопоставления символов Каббалы, Таро и астрологии. Данная работа построена в опоре на архетипическую модель соотнесения образов и их значений, то есть на первоначальный смысл символов, который заложен в самом строении Мирового древа Каббалы.

Карты Таро соотносятся со знаками Зодиака по порядку, и в этом есть глубокий смысл. И последовательность карт Таро, и круг Зодиака описывает целостный непрерывный процесс. Этот процесс может идти в обе стороны, и даже в ту и другую одновременно, но наша душа привыкла воспринимать его постепенно. Подобно месяцам года: март, апрель, май, июнь — Овен, Телец, Близнецы... Не очень легко представить природный процесс, где бы месяцы менялись местами, июльское тепло сменял осенний холод, а потом, после сбора урожая, следовала августовская жара. Хотя в современных колодах карт Таро иногда встречаются такие перестановки. Так, по порядку Зодиака VIII-й аркан относится ко Льву, а XI-й — к Весам. А в поздних интерпретациях их значения переставлены по внешнему сходству: соответствующая образу Правосудия карта Льва сопоставляется с Весами, а карта Весов, на которой изображена девушка, укрощающая льва,— со знаком Льва.

Но если обратиться к системе Каббалы в целом, мы поймем, что на самом деле символ суда Фемиды здесь подразумевает львовскую идею всеохвата мира: недаром на весах могут изображаться греческие буквы альфа и омега. Этот цинарот связывает между собой Хесед и Гебуру, а именно они вместе выражают понятие совершенства человека: креста и звезды, пассивного восприятия и активного действия, позволяющего человеку царствовать в мире и просто в нем б ы т ь. Идея полноты — архетипическая суть знака Льва. Но чтобы явить совершенство человека как царя земли, силы Хеседа и Гебуры — две главные силы, в противоборстве являющие драму этого мира, должны быть уравновешены — отсюда символ весов.

А укрощение природы не грубой силой, но мягкими методами — подобно тому, как ласка девушки подчиняет себе силу льва!— отражает зодиакальное предназначение знака Весов, знака культуры и цивилизации. В Древней Греции Весами правил бог-кузнец Гефест: его образ хранит величайшее достижение человеческой эволюции — овладение огнем. Обращаясь к сути архетипа, мы видим, что оба образа несут одну и ту же идею покорения сил природы: укрощения самой яростной и непокорной стихии — в первом случае нежной девушкой, в втором — хромым калекой. И именно сама их слабость указывает нам на то, что не просто одна сила природы победила другую: здесь имел место доселе невиданный в жизни эволюционный процесс. В существовании такого процесса — смысл существования знака Весов.

Описанную перестановку мы можем увидеть в картах Алистера Кровли — колоде, созданной чуть менее века назад. Как наиболее яркая из современных интерпретаций карт Таро, эта колода заслуживает особого внимания. В процессе описания карт мы будем иногда обращаться к ней, чтобы показать, что представления об одном и том же принципе серьёзно трансформируются даже за пару веков, хотя суть их всегда остаётся неизменной. Традиционные сюжеты картинок, которые мы чаще всего встречаем в разных колодах Таро, приняли такую форму в XVIII-м веке. Их часто связывают с именем оккультиста Элифаса Леви. Имя Леви хорошо известно тем, чей интерес к Таро сосредоточен на способах гадания на картах. Но Элифаса Леви привлекала и более широкая задача — обратиться к сути карт Таро, создав достойные тексты для описания мистического процесса, который скрыт за ними. Сам он не выполнил этой задачи, описав лишь две карты: "Колесница" и "Дьявол". Его путь было суждено продолжить Алистеру Кровли.

Вступив в тайный орден Золотой Зари как адепт 18 ноября 1898 года, Кровли взял себе латинский девиз "Perdurabo"— "Я иду до конца". В 1904 году мастера ордена наделили его полномочиями создать философские описания карт, которые бы отражали современную эру — "новый Эон", рождающийся в начале XX-го века. Астрологически толчок такому мироощущению начала глобальной эпохи, присутствовавшему у многих умов того времени, давало соединение Нептуна и Плутона в Близнецах. Оно имеет место раз в пятьсот лет, и в прошлый раз было в эпоху Возрождения.

Таро посвящен основной труд Алистера Кровли "Равноденствие" ("The Equinox"). Он подписан именем "TO MEGA THERION" (по-гречески, "большой зверь") — оккультным именем Алистера Кровли, которое стал носить, получив степень Мага 12 октября 1915 года. В его колоде есть карта с "гексаграммой зверя" с пятиконечной розой посередине — его личным символом. Хотя в своих идеях Алистер Кровли следовал за Элифасом Леви, в целом он строил описания карт Таро не на основе традиционных картинок, а на основе системы Каббалы. И в процессе работы он увидел, что средневековые картинки во многом устарели, и не выполняют своей роли — непосредственно пробуждать мысль людей.

Чтобы наполнить карты новой символикой, оккультные братья познакомили Кровли с художницей Фридой Харрис, которая согласилась посвятить себя труду создания 80-ти маленьких картин. Фрида мало что знала о Таро, но воспринимала дух времени. Кровли пришлось обучать её, и она оказалась настырной ученицей: в процессе постижения смысла карт она заставила его обратиться к последним открытиям современной науки — физики, математики, антропологии и философии. Именно поэтому созданная ими колода и спустя век не кажется нам устаревшей. Трудно пришлось не только оккультному магистру, но и художнице: порой ей приходилось перерисовывать карту по восемь раз, чтобы Кровли был удовлетворен воплощением своих идей. Однако результат был налицо, и Кровли издал колоду на свои деньги.

Создавая новую зрительную интерпретацию вечных символов Таро, Алистер Кровли и Фрида Харрис стремились за каждым символом видеть не только традицию, но и живую суть: то есть выйти к архетипическому подходу. И оригинальная колода Алистера Кровли являет пример действительно живого подхода к символам. Правда, мысль Кровли была связана рамками оккультной традиции, чтобы свободно относиться к символам, а на подсознание влияла привычная западная символика, что повлекло за собой несколько ошибок — причем меньше в самих рисунках карт, а больше в их интерпретации. Сказалось и влияние времени.

Так, в описании Кровли естественный порядок арканов Таро нарушила перестановка IV-го аркана "Император" (Овен) — и XYII-го (Водолей). Она возникла из-за того, что знаку Водолея было приписано значение самостоятельности человеческого духа, которого этот знак изначально не имеет. Несмотря на близость к божественному, Водолей никогда не претендует на роль императора: он всегда находится немного в отрыве от земли, пренебрегая своим "я", как и личностями других людей. Но в связи с идеей начала эры Водолея, оформившейся в конце ХIХ века, этот знак приобрел первостепенное значение. Показав достижения научно-технического прогресса, он действительно начал править миром, что и выразилось в стремлении Алистера Кровли и его последователей переставить его поближе к началу. Относительно вечного и неизменного природного и земного порядка это выглядело примерно так: "Апрель, апрель на улице, а на улице февраль! Февраль, февраль на улице, а на улице апрель!" Эта ошибка была присуща многим мыслящим людям начала XX века, но потом всё стало на круги своя, и сейчас её лучше не делать.

Возвышенного Водолея и воинственного Овна следует хорошо отличать друг от друга хотя бы потому, что первый воплощает мирное проникновение идей в умы, а второй символизирует борьбу за внедрение идеи. Как цинарот, имеющий непосредственную связь с Кетером, Император-Овен должен бороться лишь за невыразимые нравственные законы Кетера, но не за конкретную форму и содержание идей, которые становятся явными в Малькуте. А водолейский принцип творчества естественно реализуется как свободное течение форм и идей Нецаха из небесной чаши на Землю через фильтр Йесода (что изображает аркан "Звезда"). Поменяв эти принципы местами и связав в данной системе Овна с Нецахом, а Водолея с Кетером, мы получим борьбу конкретных идей между собой вместо свободного творчества формы — и возвышенность идеи, так и остающейся невоплощенной. Яркая иллюстрация такой перестановки — Октябрьская революция и Гражданская война, слишком по-овенски яростно ратовавшие за светлое будущее Водолея, которое поэтому так и не наступило.

А теперь перейдем к соответствию карт Таро и букв Каббалы. Изначально 12 знаков Зодиака просто последовательно сопоставлялись с 12-тью "простыми" буквами иврита. Но если в отношении знаков Зодиака достаточно бесспорным критерием может служить их последовательность, то она почти не дошла до нас в том, что касается соотнесения образов Таро и букв с планетами, хотя первоначально планеты также были сопоставлены этим образам по порядку. В графе "астрологическое значение" таблицы в скобках приведены более древние соотнесения букв с зодиакальными значениями. Они связаны с "двойными" буквами системы иврита, которые произносятся двояким образом и имеют два написания в этом языке.

Двойных букв 7, и они соотносятся с планетами септенера. Первоначально буквы сопоставлялись с планетами согласно геоцентрическому порядку небесных тел в Солнечной системе: первая из двойных букв связывалась с Сатурном, вторая - с Юпитером и т.д. Затем образам букв были приписаны другие планеты, что повлияло на образы Таро, однако первичное сопоставление оставило в картах Таро свой след.

Так, первая карта ("Маг") имеет не только черты самой легкой и быстрой планеты - Меркурия, но и предполагает концентрацию и стремление к материализации Сатурна.

Вторая карта ("Жрица") помимо безличного лунного начала передает качества религиозного авторитета, как хранительница чистоты связи с высшим, что напоминает о прежнем соотнесении этой карты с Юпитером.

Третий аркан ("Императрица"), кроме чувственного начала Венеры, имеет черты властности и созидательности, наследуя энергию от своего прежнего соответствия планете Марс.

Десятый аркан ("Колесо фортуны") даже в названии сохранил образ Солнца, древний символ которого - вечно катящееся колесо.

Шестнадцатый аркан ("Башня"), который теперь связывают с Марсом, не случайно имеет и другое название - "Богадельня", чем напоминает о милосердии его прошлого управителя - Венеры.

Девятнадцатый аркан ("Солнце") в своей картинке, отражающей непосредственность и открытость миру, кроме солидного Солнца напоминает о моложавости Меркурия (иногда на нем даже рисуются дети-близнецы, радующиеся Солнцу).

И, наконец, последний аркан ("Мир"), изображающий кружащуюся в пляске Вселенную, сохраняет в себе неустойчивую эфемерность бытия, круговорот и вечное возвращение мира к истоку — движение, не свойственное Сатурну, но естественное для хранительницы прежней хозяйки этого аркана — Луны.

Есть ли какой-то смысл в таком двойном, старом и новом соответствии карт и планет? Поскольку два процесса из 12-ти зодиакальных стадий и 22-х ступеней Таро не сопоставляются формально (взаимно однозначным соответствием, если сказать математически), можно сказать, что рисунок карты преломляет лишь грань архетипа планеты, а образ планеты выражает лишь часть ступени Таро. Старые сопоставления несомненно более отвечают средневековым представлением о планетах, новые — современным акцентам. Так, на карте "Мир" раньше люди готовы были видеть реку жизни (Луну), теперь же — материю Вселенной (Сатурн), что и отражает аналогия с Сатурном, а не с Луной. Как мы уже подчеркивали, принципы, стоящие за арканами, вечны — но может изменяться их восприятие, рисунки и символы Таро, и должна изменяться интерпретация.

Наибольшие сомнения обычно возникают в современной астрологической трактовке трех "букв-матерей", хотя здесь практически не может быть смысловых вариантов. В "Сефер Йецира" они описаны так: "Три матери — Алеф, Мем и Шин: их основная черта — чаша правоты и чаша виновности, и закон устанавливает меж ними равновесие. Три матери — Алеф, Мем и Шин — великая тайна: чудная, сокровенная и запечатленная семью печатями, и из них вышли воздух, вода и огонь, от этих произошли отцы, а от отцов — чада". И традиционно эти буквы связывались с понятиями стихий, по звукоподражательному принципу: самый легкий звук Алеф — с воздухом, мягкий и инертный М — с водой, а шипящий как огонь Ш — с огнем.

Впоследствии астрологи соотнесли их с тремя высшими планетами: воздушную стихию в первозданном виде являет Уран (алеф, I аркан , "Шут"), изначальные воды — Нептун (мем, XII аркан , "Жертва"), а огненные недра земли — Плутон (шин, XX аркан, "Пробуждение мертвых"). Встречающаяся перестановка Урана и Плутона отражает наиболее распространенную ошибку нашего материалистического времени: высшим творящим первоначалом, более близким к абсолюту, начинает считаться огонь (энергия), а не воздух (мысль), хотя по традиционной иерархии воздух выше огня (ближе к Кетеру и находится на древе Милосердия), в то время как огонь ближе к материальному миру Малькута (и находится на древе Суровости).

В системе Мирового древа Каббалы соотнесение букв с планетами проявлено не только в прямом астрологическом соответствии. Например, оно подспудно присутствует в эпитетах Бога, связанных с буквами: с одной стороны, каждый эпитет начинается на ту букву иврита, к которой он относится. С другой — их последовательность отражает связь с сефиротами, а через них — со значениями планет.

Так, первый эпитет относится к букве Алеф — "бог, явившийся (из скрытого)"— связан с сефиротом Кетер, а значит, с Нептуном, второй — с Хокмой и Ураном, третий — с Биной и Сатурном, и так далее до десятого эпитета к букве Йод, который связан с Малькутом. 11-й эпитет вновь относится к Кетеру и так далее, а последние буквы и соответствующие им эпитеты связаны со стихиями.

Таблица помогает увидеть, какие сопоставления легли в основу того синтеза, который представляют собой старшие арканы Таро. Карты Таро, которые в своих старших арканах соотносятся с 22 цинаротами, интересны тем, что дополняют идеи через образы-картинки, каждая из которых имеет смысл определенного духовного пути. Совмещая логически-лингвистическую систему с образной, мы получаем яркую синтетическую модель взаимодействия основных сил природы, выраженных в сефиротах.

Сефироты описывают процесс эволюции мирового духа на пути творения Вселенной, цинароты символизируют подобный процесс на ранг ниже: трансформацию человеческого духа, результатом которой служит возникающее совершенство души. Идею этого совершенства подтверждает "печать Бога", которой Он в конце пути — в завершающей стадии цинарота тав — отмечает праведную душу. То, что карты Таро описывают духовную трансформацию человека и то, что её цель — формирование индивидуальной души, которая способна взять на себя ответственность за мир наряду с самим Творцом, сомнения не вызывает (в частности, основатель аналитической психологии К.Г.Юнг, стремившийся сомкнуть психологию с религией, усматривал в последовательности карт психический процесс индивидуации).

Здесь надо иметь в виду, что в Старших арканах Таро речь идёт о трансцендентной и обычно невидимой стороне жизни, которая открывается нам как чудесное, страшное и "мистическое". Она чаще всего остаётся скрытой от окружающих и явленной в лучшем случае лишь самому субъекту трансформации: из-за бессознательного отношения к этим процессам человечества в целом, из-за страха перед ней, побуждающим полностью отрицать её,— как здоровая внешняя жизнь отрицает сомнительные субъективные переживания,— и вследствие этого, из-за практической невозможности рассказать о ней иначе, чем только на языке символов и архетипических образов. Повседневные душевные трансформации, оказывающие заметное влияние на событийное течение жизни и земные материальные достижения — и потому не отрицаемые большинством, описывают Младшие арканы Таро, которые мы рассмотрим в третьей части. Обычно в этом третьем, душевно-телесном, смысле и понимается "влияние" планет и их астрологические значения. Но универсальный мифологический праобраз — зодиакальный архетип планеты — описывает все три уровня.

Сефироты являются наиболее глобальными ключевыми понятиями, отражающими мировые архетипы, которые лучше всего представлены в космогонических мифах об устройстве Вселенной. Они соответствуют теоретико-философским понятиям об основах бытия.

Цинароты и Старшие арканы Таро — более конкретные, практически-сюжетные и мировоззренчески-религиозные представления о ступенях жизненного процесса. Они раскрывают грани архетипических понятий в зодиакальных образах планет и знаков во всем том, что относится непосредственно к человеку и его внутреннему миру, и соотносятся с сефиротами как более частное со всеобщим.

Младшие арканы Таро соответствуют тому процессу изменений, который уже настолько укоренён в культуре, что выявляет себя внешне и через типические события, и через характерные душевные переживания, и через мыслительную деятельность человека. Надо иметь в виду разницу употребления понятий "планета" или "архетип планеты" в этих трех разных смыслах.

 
Форум » Магия и Астрология » Таро. » Цинарот
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024