*** - Как это понимать: “обратная временная реакция”?
- Твоя наука еще до этого не дошла.
- Может ты объяснишь мне?
- Время окружает человека, как твои руки паука.
- Не понимаю.
- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.
- Правильно.
- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.
- Но человек не знает, что будет завтра.
- Умом не знает, а реакциями знает.
- То есть завтрашний день предопределен?
- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.
- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?
- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.
- Человек может чувствовать будущее?
- Чувства не подчинены социальному календарю.
- Не понимаю.
- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.
- Но где логика?
- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.
- Как время кружится?
- Как метель.
- Ты все это всерьез?
- Говорю же, ваша наука еще до этого не дошла.
- А откуда ты узнал?
- От тех существ, которые, по – твоему, не существуют.
- Человек может как - то повернуть свое время назад, помолодеть?
- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.
- Что за практика?
- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.
- Но человек не может помнить все воспринятое.
- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.
***
Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.
- Что ты делаешь в это время?
- Соответствую идее самого себя.
- Что за “идея себя”?
- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...
- И что?
- Чем больше реальные Иванов - Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.
- При чем здесь идеи?
- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.
- Как это?
- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.
- Идеи Иванова - Петрова тоже вне времени и пространства?
- Конечно. Поэтому они неразрушимы.
- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?
- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.
***
- Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.
- Но мне удобнее сидя.
- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.
- Согласен. (Я встал и обувался нагнувшись.) Но это не такая уж и практика долголетия.
- Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.
- Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?
- Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.
- А еще?
- Ты уже понял про эту практику.
(с) Серкин, "Хохот шамана".