У кельтов существовали весьма занятные клятвы – гейсы и альгейсы. Гейс – это запрет, например: "Не еш жолтых яблок", альгейс – предписание, например: "Еш жолтое яблоко каждый седьмой день". Более всего они были известны в Ирландии. Гейсы накладывались на человека чаще, чем альгейсы. Человек мог сам прописать их себе, либо получить от друида. Гейсы назначались в качестве противовеса при вручении определённых даров, как способ не гневить высшые силы излишним благополучием, или-жэ, во случае прегрешэния, как вид наказания (опять-жэ, для восстановления равновесия, как способ уравновесить силу наказания от потусторонних сил). Даром, среди прочего, считалось дарование человеку имени, изменение его положэния в обществе (жэнитьба, вступление на царство), и другое. Гейсы вручались безо всякаго порядка, могли противоречить один другому и ряду общепринятых в обществе правил, могли являтьса причиной ссоры - когда гейс однаго человека противоречил гейсу другого человека. Наличие ў человека гейса или альгейса не являлось обязательным, у человека дажэ могли спросить: «Не жэлаеш-ли по такому случаю принять на себя гейс?». Так и русские в древности при каком-либо значительном событии говаривали: «А не дать-ли нам клятву по такому случаю?». Гейс или альгейс мог быть снят с человека, если только в нём заложэно ўсловие, при котором он снимаетса (например: "Не заходи в реку, пока пока не ўкрадёш трёх красноухих коров") или сли оговорено время действия гейса (например: «Не пей хмельного ровно два дня»). Ни один друид, шы, маг или кто-либо ещё был не в праве снять гейс. Все обязаны ўважать вашы гейсы. Слова: "Не могу я этаго сделать, ибо гейс на мне." оправдывают отказ от чего ўгодно. Но отсылка к несуществующим гейсам равносильна нарушэнию существующего и влечёт за собой смерть лжэсвидетеля. Нарушэние гейса зависит от действий только того, на кого он нарушэн. Нарушывшый гейс непременно ўмрёт и скорее всего на Савэн (ныне неправильно читаетса как Самхейн и Самайн). Нарушэние гейса королём приводило к безчестию всей управляемой им земли, к её безплодию, завоеванию врагами. Но вы можэте погибнуть и при соблюдении гейса; например: известен случай, когда человек должэн был спастить от погони путём движэния в верх по течению реки, но не сделал этаго, так как на нём был гейс «не мутить воду», и потому погиб. Ну и так как вы, надеюсь, ужэ от душы посмеялись, так как вам всё это позалось изысканной бредятиной, теперь поговорим о смысле. Иешуа призывал, штобы люди не клялись. В этом есть смысъл, ибо зачем себя отягощять? Например, што делать если не исполнил клятвы? Кончать жызнь самоўбийством? А многие так и делали... Но ў всех народов древности клятвы были в ходу и ни одна страна тому не исключение. От чего-жэ ў всех такое жэлание клястьса? Давайте-ка взглянем на клятву с точьки зрения скоморошэства! И всё станет ясно! Смотрите. Человек говорит: "Я клянусь убить в этой битве ровно 100 врагов! Ни одним большэ, ни одним меньшэ! Таково моё слово, так я решыл! И да будет тако!". Казалось-бы, зачем это нужно? Скольких врагов сможэш, столько и прибей! НО! Так поступает всякий, т.е. это не развивает НАМЕРЕНИЯ! Вот в чём смысъл! Принесение клятвы развивает волю, а её исполнение развивает намерение! В данном случае ратник будет во время боя считать убитых им врагов, и сила его возрастёт неимоверно, штобы прибить их именно сотню. И ловкость его возрастёт, штобы когда 100 врагов убиты, не ўбить большэ ни однаго, и, тем не менее, самому остатьса в жывых. Вернёмса к тем-жэ гейсам. Пример: с сегодняшнего дня я открываю свою собственную кузню и потому с сей поры и до следующей пятницы я не буду поднимать взгляд на южную сторону неба, не буду ковырятьса в носу мизинцэм левой руки, буду носить в волосах утиное перо, буду каждый вечер два раза плевать через забор». Ну казалось-бы што за бред? И чего ради человек клянётса исполнять безсмысленные предписания? Да и срок их исполнения определяет от балды… Можно было-бы назвать это игрой или признать ирландское народное толкование (гейс принимаетса при каком-либо радостном событии, дабы хорошэе не перевесило плохое и в мире не нарушылось-бы равновесие) – только если-бы мы с вами не знали што такое не-делание и зачем оно нужно. В сегодняшних условиях можно использовать клятву в качестве не-делания, коим она по сути и являетса. Принесение клятв осуждали именно из-за того, што люди говорили: "А ежэли клятвы я не исполню..." и далее какую-нибудь бяку себе жэлали. А этаго не надо. Раз-уж мы поняли суть и знаем, што клятва это не-делание, то почему-бы не сказать: "Клянусь ровно через 3 с половиной хвили пойти на кухню и пообедать! Слово моё крепко! Намерения моего никто не разрушыт! Все боги покровительствуют мне в этом деле! Да будет-жэ тако! ОЙЛЕ! И беру всех богов во свидетели, што ежэли клятвы сией я не исполню, то пусть будет мне наказанием выпить чаю не с двумя конfетами, а с одной! Истинно так! Да сбудетса!!!". И главное: лицо посуровее. Но можно извлечь пользу и из народнаго понимая гейсов. Если мы считаем: «Штобы што-то получить, надо што-то отдать», то здесь мыслили: «Когда што-то получил, надо што-то отдать. Ведь оно всё равно будет забрано силами равновесия. Но мы не знаем што именно будет забрано, поэтому мы гейсом сами определяем што отдать. Важно само действие – мы отдаём. А што именно мы отдаём – чью-то жызнь или исполнение гейса – не важно». Вспомним и то, што скандинавы считали: любое СВЕРШЭНИЕ должно быть ПОДКРЕПЛЕНО обрядом, только тогда оно сбудетса. Исходя из этаго: если мы хотим што-то получить, то мы должны совершыть («отдать») некое знаковое действие. И это не обязательно должэн быть какой-то сложный обряд. Можно и так: вот я иду по дороге, и спрашываю себя: "КАК ИМЕННО я должэн сейчас топнуть, штобы сегодня сновидеть?" Тут нет разума, ибо топание ногой и сновидение никак не связаны. Но раз запрос послан, то приходит и ответ – приходит чювство, и я топаю ногой неким определённым образом. И потом сновижу!
|