Мёртвых называют усопшыми, т.е. ўснувшыми, потому и некоторые колыбельные похожы на заўпокойные песни. Да и если ўчесть то, што сон называют малой смертью (так как теряетса осознание), то не всё-ли равно – сказать "засыпай" или "ўмирай"? Обычьно ребёнка баюкают только тогда, когда он кричит или плачет и потому не спит. Поэтому в некоторых колыбельных его пугают могильными образами и он замолкает, так как испуган до той степени, когда ужас нежданный и нечего сказать. Когда ребёнок засыпает сам, то это засыпание, а когда его баюкают, то это ўсыпление. Но когда жывотным колют смертельное снадобье, то это тожэ ўсыпление. И потому ўсыпление можэт вести не просто ко сну, но и ввергать в "вечьный сон", "безпробудный сон", "мёртвый сон" (смерть). При соответвующем настрое, всё случаетса наоборот, а когда преўвеличивают, то слова дают обратное действие. Жэлая человеку добра, ему дают защитное имя - неприятное, отталкивающее: например, Невзор ("некрасивый"), дабы зло не пристало к нему, дабы он не был для зла привлекательным. Точьно так-жэ когда в колыбельной песне призываетса смерть для младенца, тем самым признаётса его неважность и ненужность, а значит и Смерти такой не нужэн, т.е. будет долго жыть. Исходя из сего, такие колыбельные и называют утешными – толи потешными (чёрный юмор), толи затишающими (затих и ўснул). Колыбельные, приведённые здесь, могут использоватьса для ўбаюкивания самых крикливых детей, которые никак иначе не засыпают; в таком случае следует петь колыбельную напористо, но очень спокойно. Так-жэ их могут использовать колдуны, дабы ребёнок умер во сне; в таком случае следует выбрать время, когда родителей не будет рядом, подсесть к ребёнку, и с грозным взглядом, спокойным и ўверенным голасом петь, а после песни сказать: "На утро ты ўмрёш"; можно и взрослому человеку спеть такую колыбельную, а если его нет рядом, то вообразить его рядом и спеть. Если-жэ такая колыбельная поётса как выворотка, с обратным смыслом, с пожэланием ребёнку долгой жызни, то петь её следует с некоторым пренебрежэнием, но спокойно. Эти песни могут петь и матери, дети которых умерли, - если скорбь так велика… В этом случае явные преўвеличения и выставление горя смехотворным должно отрезвить разум матери. Сами по себе эти колыбельные вкладывают в разум младенца подсознательное знание о том, што Смерть всегда рядом. Когда младенец вырастет, ему будет лехче понять, што надо каждый день прожывать так, словно это последний день, и потому надобно вести себя наилучьшым образом. Колыбельная настраивает дитя на засыпание, а "заўпокойные" слова по средствам неожыданности и страха несколько проиостанавливают засыпание. Из-за этаго ребёнок можэт непроизвольно попасть в кемар осознанно. Для сего следует петь эти песни медленно и протяжно, дабы "заўпокойные" слова не выделялись за счёт голаса, а выделялись сами по себе. Многие наничают заниматьса снобдением ужэ во зрелом возрасте, но в детстве это намного лехче и потому весьма жэлательно примерно с 5-7 лет приўчать ребёнка ко снобдению, а до этаго возраста (да и после не повредит) для настройки петь ему ўтешные колыбельные. Для родителей-жэ пропевание сиих колыбельных полезно тем, што если они собираюта снобдеть (а это дело нелёхкое и ўдаётса не всегда дажэ тем, кто занимаетса только этим), то поминание смерти и насыщение ото слов сиих песен укрепит их намерение и повысит вероятность снобдения. Для этой цэли сии песни могут петь (обязательно – только вслух и с выражэнием!) дажэ те, ў кого нет детей. Можно дажэ записать свой голас, исполняющий колыбельную, а затем слушать запись и по мере прослушывания насыщятьса намерением и погружатьса в кемар. Для этой-жэ цэли можно твердить эти колыбельные как сикличи (особенно - №9 и №10). 1 Спи да ўсни, на погост гости! Бай да люли - хоть сегодня ўмри! А завтра к дитёнку на похороны. Кла́дем цюроцьку в могилоцьку, Под бел камешэк, под сыпуцєй песок, подле бабушки, подле своей родни! Бай, бай, бай, да ўбаюкайса. Спи, моё милое! Спи, дорогое! 2 Бай, бай, бай, скорее ўмирай. Заутро мороз, а тебя на погост. Дедушка придёт, гробок принесёт. Бабушка придёт, холстинки принесёт. Матушка придёт, голосочек проведёт. Батюшка придёт, на погост отнесёт. 3 Бай, бай да люли! хоть сегодня ўмри. Завтра мороз, снесут на погост. Мы поплачем, повоем, да могилу зароем. 4 Бай-бай, люли, хоть сегодня ўмри. Завтра мороз, снесут на погост. Мы поплачем, повоем, в могилу зароем. Сделаем гробок из семидесяти досок. Выкопаем могилку на плешывой на горе, на плешывой на горе, на господской стороне. Баю-бай, хоть сегодня помирай. Пирогов напечём, поминать пойдём. Со калиной, со малиной, со гречьневым крупам... 5 Бай, бай да люли, хоть сегодня ўмри. Сколочю тебе гробок из дубовых досок. Завтра мороз, снесут на погост. – Бабушка-старушка, отреж полотенцэ накрыть младенца. Мы поплачем, повоем, в могилу зароем. 6 Баю-баю, да люли! Хоть сегодня ўмри. Завтра ў матери кисель да блины - то поминки твои. Сделаем гробок из семидесяти досок. Выкопаем могилку на плешывой горе. На плешывой горе, на господской стороне. В лес по ягоды пойдём, к тебе, дитятко, зайдём. 7 Бай да бай, поскорее помирай! Помри скорее! Буде хоронить веселее! С села повезём да святых запоём, захороним, загребём, да с могилы прочь уйдём. 8 Спи, вороти — мне недосуг! Сегодня ўсни, а завтра помри! На погост повезут, вечьну память пропоют, к сырой земле предадут. 9 Бай да побай, хош сегодня помри. 10 Бай-бай, бай-люли, похворай, да ўмри… 11 Ай, люли, люли, люли. хоть сегодня-жэ помри. В среду схороним, в четверг погребём, в пятницу вспомянем, поминки ўнесём. 12 Сёдни Ванюшка помрёт, завтра похороны; будем Ваню хоронить, в большой колокол звонить. 13 Бай, бай, бай, бай, спи, мой милый, засыпай. У баю, баю, баю, не ложысь на краю. Придёт серенький волчёк, тебя схватит за бочёк. У баю, баю, баю, нет-ли местечька в раю про малюточьку мою? 14 Баю-баю-баю-бай, ходи в петлю, ходи в рай. Баю-баюшки-баю, хорошо-ль тебе в раю?
Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3128297/post104091994/ |