На описания данных понятий я наткнулса во книгах Владимира Серкина «Хохот шамана» и «Шаманский лес». Но там даны неполные описания и нет исконных названий этих понятий. Поскольку сии понятия чьрезвычайно важны, то ради восполнения прискорбнаго пробела во знании об оных я решыл написать сию статью. 1 Кан – это ритъм, порождаемый кем/чем-либо, частота колебаний. Ныне люди знают в основном только о ґудебных ритмах, но есть свой ритъм и ў других вещей, есть он и ў каждаго человека. Например, есть кан ветра, кан дождя, кан ходьбы, кан полёта, кан собаки, кан медведя, кан России, кан Германии, кан Вселенной, кан стула, кан подушки, кан определённых событий или определённаго времени или определённаго мира и т.д. Сейчас мы просто говорим «кан победы» или «кан невзгод», т.е. название проистекает из простого описания кана. Но в древности каждый кан имел своё особое название, а иногда и несколько. Например, кан Земли алтайские тайшыны называли «аксир», «волчья тропа», «тёмный ветер» и «тайный огонь». В жызни человека много канов, которые нельзя обойти. Это кан его страны, кан его возраста, кан здоровья, кан окружающей среды и т.д. При искусственном ускорении канов происходит разрушэние. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношэния, здоровье. Соцыўм часто заставляет человека ўскорятьса, поэтому многие долгожытели не жывут во кане соцыўма, ў него дажэ название звучит грубо – Кащёб. В древности «соцыўм» был более лёхким и его кан имел более благозвучьное название – Атанай-Калеб-Ахе. Человек можэт менять кан. Но, изменив его, он должэн следовать новому кану и не должэн его нарушать. Например, если вы хотите двигатьса быстрее, то вы не должны ўскорять кан своей ходьбы, а должны просто войти во кан более быстрой ходьбы и следовать ему, отдавшысь ему. Безполезно вносить изменения в то, што ўжэ есть, ибо Природа сильнее человека, Природа всегда победит – либо вернёт всё на место, либо разрушыт. Но можно одно готовое сменить на другое готовое и это не нарушыт Природу. В «Волхвовнике» сказано: «Войди во Чёрный Камень плотью, но духом выйди». Волхвы, написавшые сие, сознательно отдавали свою тель на попечение Земле, т.к. плоть соответствует Земле, Земля для неё мать. Т.е. волхвы вводили тель во кан Земли, а свою душу вводили в другой кан. Всё должно быть соотнесено: раз плоть соответствует Земле, то тель должна быть отдана кану Земли; раз душа не соответствует Земле, то ведогонец должэн быть отдан другому кану (например: кану Кемара или кану Истока). Если будет иначе, то будет рассогласование, а так – естественность. Человек должэн жыть согласно канам. Не ўмея изменятьса вслед за изменением канов, он будет стареть и многими иными образами отдалятьса от естественности. Рассогласование с канами ведёт к рассогласованию с миром, рассогласование с миром ведёт к рассогласованию с самим собой, а рассогласование с самим собой ведёт к разрушэнию. Сначала надо научитьса погружатьса в каны. Выберите какое-нибудь жывотное и мысленно своими ощющениями попробуйте настроитьса на его кан. Проникнитесь его ощющениями, почювствуйте себя в его тели, вкусите жызнь от его лица, поделайте его движэния, «войдите в образ». Точьно так-жэ проделайте с растениями, камнями, грибами, людьми, явлениями природы, вещями и прочим. И вы станете среди них своим, т.к. будете их знать и понимать. Затем надо научитьса ощющять внешние и внутренние каны. Внешние – это, например, когда вы пришли охотитьса в незнакомый лес. Не следуя кану сего леса, ваша охота не ўдастьса, вы заблудитесь или-жэ испытаете ещё какие-либо трудности. Внутренние каны – это каны влияющие на вашы тела. Например, у вас болит голава. Значит, надо ощютить какой кан нарушэн и восстановить его или заменить на другой. 2 Тонод – это невидимый туннэль, определяющий жызнь тех существ, што движутса в нутри него, словно игла по граммпластинке. Однако, в полном смысле тоноды не являютса мирами. Рассмотрим на примере. Люди ходят в нутри своих людских тонодов, а звери – в нутри своих звериных тонодов. Но ведь есть много неизвестных науке зверей, которых почьти никто никогда не встречает дажэ если ищет их. Сие объясняетса тем, што эти звери ходят по другим тонодам, которые неизвестны тем, кто этих зверей ищет. Есть свои тоноды и ў других существ, так-жэ есть они ў каждаго подвида любых существ. Своими перемещениями в пространстве-времени разные существа «рисуют» узоры строго определённых очертаний. Например, вы принадлежыте к «узорам Шара», а другое существо – к «узорам Куба». И есть только несколько определённых точек, где Куб пересекаетса с Шаром, – мест, где вы могли-бы встретитьса. Многие вашы знакомые «рисуют» другие ўзоры, нежэли вы, поэтому вы можэте их встретить лиш в определённых местах и в определённое время. Если вы хотите кого-то найти, вам надо всего лиш войти в его тонод или прийти в точьку пересечения его тонода с вашым. Например, юноша думает о качествах жэлаемой девушки; если он сумеет действовать сообразно с подсказками своего подсознания, то его вынесет в точьки пересечения его тонода с тонодом именно той девушки или другой похожэй. Попробуйте ощютить, што воздух заполнен тонодами. Найдите там какой-либо определённый тонод. Затем обратите его на себя, войдите в него. Например, если это был тонод муравьёв, то очень скоро в своей жызни вы станете часто встречать этих насекомых. Или проделайте другое ўпражнение. Отрешытесь ото всего, ўспокойтесь, сосредоточьтесь и смотрите на снег. Через несколько хвиль вы будете знать, где проходит занесённая снегом тропинка. Не торопясь идите по ней, доверяя своему знанию и тели. Через 2-3 дня можно будет ходить по занесённым снегом тропинкам почьти безошыбочьно. Когда разовьёте этот навык большэ, сможэте идти или бежать не только по тропинке, но и по следу человека или другого существа. Данное ўпражнение объясняетса тем, што все мы оставляем тоноды в пространстве-времени, как след в глубоком снегу. Их заносит метелью времени как нашы следы. В «безветренных» местах человек чювствует след древних народов так, будто они прошли сегодня. Но «безветренные» места как раз опасны, т.к. древние, настраиваясь на тоноды будущего, многое предусмотрели, дабы отгородить себя от нежэлательных посетителей. Арии для ўсиления мантр и вхождения во тоноды использовали следующюю асану. Необходимо встать прямо. Ноги при этом не сведены вместе, но и не сильно разведены в стороны, так што-бы было ўдобно. Левую руку необходимо вытянуть в перёд и поднять в верх примерно под углом в 45°. Ладонь распрямлена, пальцы сведены вместе и вытянуты в перёд. Правая рука заводитса за спину примерно на уровне таза, пальцы на ней скручены в мудру Акахем (позднеарийское, от раннего «Ака Ха Ем» - «извитие вечьности отражонное на руке») – ўказательный и средний палец распрямлены и вытянуты в перёд, безымянный и мизинец согнуты, а большой палец наполовину присогнут и приставлен примерно к тому месту, где начинаетса основание ўказательнаго. Для мирянина нахождение в определённом тоноде определяет его карма, а для шамана – кан, скорость, узоры и сила. В чюжом тоноде вы никогда не встретите своих знакомых, т.к. они передвигаютса только по вашым тонодам. В чюжые тоноды мирянин можэт попасть лиш неосознанно. Осознанно он совершает привычьные для себя дела и потому двигаетса только по своему привычьному тоноду. Можно необратимо далеко зайти по чюжому тоноду, лиш довольно долго двигаясь неосознанно. Как только осознаетесь – скорее всего, вас быстро вынесет обратно. Этим объясняетса почему тех, кто осознаётса во сне, довольно быстро выносит обратно во явь. Штобы задержатьса в чюжом тоноде, нужно делать то, чем занимаетса коренное население того тонода и соответствовать их кану. Так вы ўсловно проникаете в их явь (мир, время, образ мыслей). Точьное следование можэт построить тонод между витками их яви и вашэй. 3 Умение входить в нужный кан и нужный тонод зависит от наработанной энэргетики и можэт осуществлятьса просто выражэнием намерения при дрёмствовании. Но многие для вхождения во кан используют упражнения, а для вхождения в тонод – обряды. Например, тайшыны для вхождения в Аксир просто расслабляютса и наблюдают за дыханием, ожыдая новых ощющений, которые и будут означать то, што они вошли в нужный кан. А некоторые твердят мантру ТО́НОД А́ХЕ НА́НЕ АСКЫ́Р и вместе со вхождением во кан Земли входят ещё и во тонод тех, кто ощющяет кан Земли. Когда нужное состояние получено (изменён кан или тонод), надобно сделать то, для чего вы его изменили. Например, если вы вошли во тонод каких-либо духов, то будет уместно позвать их для проведения обряда или просто для знакомства. А если вы вошли в их кан, то будет полезно ощютить себя одним из них, проникнутьса их сутью, штобы ўзнать кто они такие, чем занимаютса, што любят и т.д. Умея обращятьса с канами и тонодами, отпадает необходимость обучения ў наставников. Допустим, вы хотите стать сновидцэм. Сначала вам надо ўзнать чем являетса Сновидение, што оно такое, для чего оно нужно, по каким законам оно жывёт и т.п. Для сего вы входите во кан Сновидения – Акамм'Шэр, и прислушыватесь ко своим ощющениям. Затем вы слушаете Сновидение, прислушываясь к Его ощющениям. И оно начьнёт посылать вам знаки (большэй частью во сне) и давать вам советы. Если вы не можэте выйти из тели, то Сновидение научит вас этому, надо лиш внимательно Его слушать – вы будете слышать голас, поўчающий вас, будете видеть неосознанные сны, в коих вам будут показывать как надо покидать тель, или ў вас по непонятной причине будет само собой возникать понимание того, што и как надо делать. Выйдя из тели, продолжайте слушать Сновидение, не отклоняйтесь от его кана, идите вслед за знаками, коии посылает Сновидение. Наяву войдите во тонод сновидцэв и тонод коренного населения Сновидения, исследуйте миропонимание, повадки и занятия этих существ, попробуйте сами делать то-жэ самое, што и они. Слушайте эти тоноды. Подходите ко всему этому творчески, не стесняйтесь перенимать новые повадки и придумывать новые применения канов и тонодов. Например, вы можэте слушать не только само Сновидение, но и его Сердцэ, вы можэте идти по тоноду на стук Сердца Сновидения… 4 Каны и тоноды заменяют шаманам Леки, поэтому шаманизм гораздо свабоднее магии. Но ў магов тожэ есть способы, основанные на канах и тонодах. Например, тольтэки предлагали себя Намерению как жэртву, штобы Оно взяло их и игралось ими. Некоторые сновидцы точьно так-жэ предлагают себя Сновидению, заявляя: «Бери меня! Веди меня!». Предлагать себя какой-либо Силе разумно лиш тогда, когда вы окончательно поняли, што сами не справитесь с собой или со сложывшымиса событиями. Осознать это нужно как можно более безнадёжно, но со смирением («Все мои ўсилия тщетны, я это признаю»). И затем перепоручить это, например, Намерению. Вашэ осознание должно быть при этом очень острым. Это осознание необходимо ўдержывать до тех пор, пока вы не почювствуете нечьто, пока не получите Знак. После этаго необходимо совершыть полный поворот Внимания и забыть о том, што отдали Намерению (была-ли это какая-либо вещ, случай, другой человек или вы сами) – так, словно-бы отданнаго никогда для вас не существовало. Вы совершэнно определённо должны потерять всякую надежду получить отданное, т.к. то, што передано Намерению, получает свою собственную судьбу, которая ўжэ никак и никогда не будет связана с вами. Лиш тогда всё сбудетса наилучьшым образом. По сути это более глубокое вхождение в новый кан или тонод. Но использовать сие нужно осторожно, ведь когда вы просто входите в другой кан, это можэт быть разведкой, а когда вы поручаете што-либо некой Силе или сами отдаётесь ей, это ўжэ не разведка, а поворот судьбы, безвозвратная смена однаго или нескольких канов и тонодов. (с) Свабуно ван Альдвэр.
|