Школа Тянь Тай (по-японски Тэндай) основывает свои заповеди главным образом на Лотосовой Сутре, а также Махапаринирвана Сутре, Комментариях Нагарджуны (Да Чжи Ду Луи) к "Длинной главе" Махапраджняпарамита Сутры и его Мадхьямика Шастре. Поэтому Нагарджуну считают Первым Патриархом школы Тянь Тай. Когда Хой Вэн из династии Пэй Цзи (550 – 573) читал Комментарии Нагарджуны, он пробудился к Глубокому Значению слов Нагарджуны: "Три Мудрости осуществляются в одном уме" (Мудрости: Шраваки и Пратьека Будды, Бодхисаттвы и Будды. Школа Тянь Тай связывает их с Мудростями: мирской, Сверхмировой и Высшей). "Затем он прочел Мадхьямика Шастру и достиг прозрения в 3 аспекта Одного Ума (соединенные так называемым непостижимым тройным прозрением, которое является предметом медитации школы Тянь Тай, подходящей для лиц с высокой духовностью и исходящей из Комментариев Нагарджуны. Это – одновременное прозрение в 3 аспекта ума: прозрение в пустоту, нереальное и значение, без прохождения через стадии, и оно согласуется с Учением Будды в Сутре Полного Просветления ("Учения Чань и Дзэн", т.III) когда он пришел к Гатхе: "Все вещи, произведенные причинно,
Я говорю, пустые,
Лишь ложные названия
И также указывают Середину".)
Хой Вэн считался Вторым Патриархом. Он передал Учение Хой Сы из Нань Йо (умер в 577), который и стал Третьим Патриархом. В одной из своих медитаций Хой Сы осуществил Лотосовое Самадхи, при котором медитирующий смотрит в пустоту (ноумен), в нереальное (феномен) и Середину (Абсолютное), которое соединяет их. Оно происходит из 16 Самадхи (Лотосовая Сутра, гл.24.) Хой Сы – автор Да Чжен Чжи Гуань (Шаматха-Випашьяна Махаяны).
Наследником Хой Сы был Чжи Чже (538-598), ставший Четвертым Патриархом Он также практиковал Лотосовое Самадхи и осуществил за 2 недели свое большое Пробуждение. Он был автором многих трактатов, из которых Мо Хо Чжи Гуань (Маха-Шаматха-Випашьяна), Дун Мэн Чжи Гуань (Шаматха-Випашьяна для начинающих) и Лу Мяо Фа Мэн (Шесть Глубоких Дверей Дхармы) наиболее широко распространены в Китае. Так как он жил и умер на горе Тянь Тай, то школа была названа ее именем. Последовательность Учения Тянь Тай продолжили Гуань Динь – Пятый Патриарх, Фа Хуа – Шестой Патриарх, Тянь Кун – Седьмой Патриарх, Цзао Цзи – Восьмой Патриарх (659 – 742), Чжан Жань – Девятый Патриарх (710 – 782) и Дао Суй – Десятый Патриарх (VIII в.), чей японский ученик Дэнгьс Дайши ввел Учение в Японии в X в.
Добавлено (23.06.2010, 23:19)
---------------------------------------------
Медитация Тянь Тай
"Избегая военных действий,
Совершай действия, которые хороши,
Чтобы очистить ум, –
В этом сущность Учения Будды".
Шаматха-Випашьяна для начинающих (Дун Мэн Чжи Гуань).
Достижение Нирваны осуществимо многими методами, существенные черты которых годятся в качестве практики Чжи (Шаматха) и Гуань (Випашьяна). (Чжи Гуань – Шаматха Випашьяна. Чжи есть приведение к молчанию активного ума и освобождение от распознавания, а Гуань – наблюдение, исследование, смотрение внутрь. Когда физический организм отдыхает, он называется Чжи, а когда ум видит ясно, он является Гуанем. Главная цель – сосредоточение ума специальными методами для ясного прозрения в Истину и освобождение от иллюзий). Чжи есть первый шаг для развязывания всех уз, а Гуань предназначенен для выкорчевывания нашего заблуждения. Чжи доставляет питание для сохранения знающего ума (или неразличающего ума – в качестве контраста дифференцирующему или различающему уму); Гуань есть гонкое искусство для развития духовного понимания. Чжи есть непревзойденная причина Дхьяны, а Гуань порождает Мудрость. Тот, кто достигает Чжи и Гуань, вполне компетентен, чтобы работать для блага других и себя. Поэтому Лотосовая Сутра учит: "Будда, пока Он пребывал в Махаяне, применял трансцендентальную силу Дхьяны и Мудрости (Праджню), которую он осуществил, чтобы освободить живые существа от рождения и смерти"....
Десять существенных ступеней: 1. Образование причин, имеющих одно и то же следствие; 2. Выговор всем желаниям. 3. Устранение ширм. 4. Регулирование пищи, сна, тела, дыхания и ума. 5. Целесообразная линия поведения. 6. Главная практика. 7. Проявление хороших качеств или корней. 8. Узнавание вредного влияния Мары. 9. Исцеление болезней. 10. Окончательное осуществление. Эти 10 принципов даны, чтобы осветить Учение о Чжи и Гуань, и они существенны для начинающих практику медитации. Если последние действительно понимают и следуют этим принципам самосовершенствования, то они смогут успокоить ум и избежать всех трудностей; осуществят Дхьяну и достигнут понимания; смогут достичь трансцендентальной Святой стадии.
Добавлено (23.06.2010, 23:21)
---------------------------------------------
Выговор всем желаниям.
"Последовательность рождений и смертей
Происходит от стремления к ощущению вкуса.
Хотя ложная деятельность ведет к могиле,
Все несчастья бесполезно продолжаются.
Человеческое тело подобно зловонному трупу
С десятью отверстиями для удаления его грязи,
Подобно червю, наслаждающемуся испражнениями в уборной,
Является тело человека, который невежествен;
Мудрец должен размышлять над своей плотью и костями,
Отказываясь от привязанности ко всем земным удовольствиям.
Свобода от стремлений и от уз
Есть Истинная Нирвана.
Как учат все Будды, практикование
Единичности мысли и ума посредством счета дыханий,
Во время сидения в Дхьяне –
Называется выполнением аскетического (Дхута) поведения".
Дхьяна-Парамита-Сутра
Желания, которым следует объявить выговор: стремление к форме, звуку, запаху, вкусу и прикосновению – обманывают мирян, заставляя привязываться к ним. Если желания будут признаны ложными, то их следует оттолкнуть, и это называется выговором.
а) Отталкивание стремления к форме включает всякую приятную внешность мужчины или женщины, с привлекательными глазами или бровями, алыми губами и белыми зубами, драгоценные камни с прекрасными цветами: синим, желтым, красным, белым, пурпурным, зеленым и др., которые могут обмануть невежественного и вызвать стремление обладать ими, так что люди начинают совершать дурные кармические поступки. Например, царь Бимбисара отправился во враждебную страну, чтобы удовлетворить свое половое желание и вступить там в связь с проституткой. Царь Удайяна, который был осквернен формой и отсек кисти и ступни пятистам провидцам (Риши). Это показывает ошибки и заблуждения, которые могут быть причинены формой.
б) Отталкивание всякого стремления к звуку, включая музыку, мужские и женские голоса, песни, вызывающие у мирян чувство привязанности, вследствие чего они совершают дурные кармические поступки. Например, пятьсот провидцев, которые были очарованы мелодичными песнями Деви Кумары (Кумары – небесные музыканты, известные своими песнями и танцами), так взволновавшие их умы, что им не удалось осуществить Дхьяну. Это – примеры ошибок и заблуждений, вызванных звуками.
в) Отталкивание стремления к запаху включает все запахи мужского и женского тела и ароматы мирских напитков и съедобных вещей, а также все виды благоуханий. Невежды, которым не ясны дурные воздействия запахов, любят их и привязываются к ним, тем самым широко открывая двери "возбудителю страстей" ("связывающему вестнику"; этот буддийский термин означает возбуждающий фактор, волнующий медитирующего и нарушающий покой его ума.) Так, один Бхик-шу пришел к лотосовому пруду и полюбил его аромат, а Дух-хранитель пруда упрекнул его за кражу аромата, не принадлежавшего ему. Из-за привязанности к запаху все спящие возбудители страстей пробуждаются, готовые для зла, и это указывает на ошибки и заблуждения, вызываемые запахом.
г) Отталкивание желания вкуса включает ароматы напитков, еды и деликатесов, влияющие на умы и приводящие к дурным кармическим поступкам. Например, однажды послушник, очень любивший кислое молоко, перевоплотился в червя, живущего в простокваше. Это указывает на ошибки и заблуждения, вызванные вкусом.
д) Отталкивание всякого желания прикосновения включает различие между телами людей обоих полов, иллюзии, что они гладки, мягки, теплые зимой и прохладные летом, а также приятные ощущения при касании. Невежды, не понимающие этого, привязаны к прикосновениям и тем самым вызывают препятствия в осуществлении практики Дао. Так, Экашринга Риши (аскет, рожденный от оленя, которого соблазнила женщина, потерял свою сверхъестественную силу и стал министром; одно из предыдущих воплощений Будды) был заманен и соблазнен проституткой и после того позволил ей ехать верхом на своей шее. Это указывает на его ошибки и заблуждения, вызванные прикосновением.
Методы отталкивания желаний передавались в Махаяна Шастре, которая гласит: "Очень жаль, что живые существа постоянно волнуются под действием 5 желаний, которых они постоянно ищут". Эти желания подобны дополнительным связкам топлива, тут же пожираемым разгорающимся огнем. Они не приносят радости и похожи на голодных собак, кусающих сухую кость; птицам, которые борются из-за куска мяса; возбуждают споры и жгут людей, подобно факелам на встречном ветре. Чувства так же вредны, как ядовитые змеи. Они нереальны, подобно вещам во сне. Они как искры, которые видны только в момент удара по кремню.
Поэтому мудрецы смотрят на них как на ожесточенных врагов, но миряне невежественны, они ищут их и сохраняют до самой смерти, испытывая тем самым беспредельные несчастья. Животные также обладают этими 5 желаниями. Все живые существа действуют согласно своим желаниям и являются послушными их рабами. Тот, кто привязан к желаниям, может упасть в трижды более низкие обители несчастий.
Добавлено (23.06.2010, 23:26)
---------------------------------------------
Удаление ширм
а) Ширма желания
Если ум привязывается к желаниям, он никогда не подходит близко к Дао, сказано в Гатхе из "Разрушения ширм":
"Человек, который скромно ступает на Путь,
Держит чашу для подаяния, чтобы помочь всем существам
(все живые существа могут давать ему пищу, тем самым
сея на поле благословения),
Как может он стремиться к чувствам,
Через которые он впадает в пять страстей?
Он отбросил пять желаний,
К которым он теперь повернулся спиной.
Почему же он должен воскрешать их,
Подобно тому, кто ест собственную рвоту?
Трудность вызвана поиском объектов желания,
Которые являются источником ужаса, когда они достигнуты;
Когда же они потеряны, то создают скорбь и уныние,
Никакое из них не может принести когда-либо счастье;
Это расстройство, которое желает стать постоянным.
Задача в том, чтобы изгнать их всех,
Чтобы действительно блаженство в Дхьяне Самадхи
Могло быть испытано,
В то время, как заблуждение исчезнет навсегда". б) Ширма ненависти
"Что является тем, что разрушает счастье
И убивает свободу посредством беспокойства?
Что является корнем этого яда,
Который стирает моральное превосходство?"
Будда ответил:
"Искоренение ненависти приносит счастье
И дает свободу от беспокойства.
Ненависть является корнем яда, разрушение ее
Приносит моральное превосходство".
в) Ширма сна и сонливости. Когда ум пассивен и туп и 5 страстей, возбужденных 5 чувствами, неясны и запутаны, человек чувствует склонность к релаксации посредством дремоты. Причинные сон и дремота могут повредить нашей истинной радости, которую мы найдем в Дхарме в нынешнем или будущем перевоплощении, нашему счастью для нового рождения в Духовных Небесах или блаженству в Нирване, достигнутой в настоящем воплощении. Это наихудшее зло – все ширмы могут быть разрушены после их осознания, а сон и дремота подобны мертвому человеку, который находится без сознания. Отсутствие сознания этого зла делает очень трудным его искоренение, что описано в Гатхе, упрекающей сонливых учеников:
"Не обнимай зловонный труп во сне, ибо он содержит нечистоты и ошибочно называется человеческим существом. Подобно тяжелобольному, который ранен стрелой, как вы можете спать мирно с такой болью? Подобно тому, кто связан, чтобы его убили, как можете вы спать, когда пришла беда? Пока связывающий грабитель не убит и вред все еще преобладает, вы подобны тому, кто разделяет свой дом с ядовитыми змеями. Когда вы лежите между скрещенными мечами, как вы можете спать безмятежно? Сонливость подобна великой тьме, которая скрывает все, постоянно обманывая вас и отнимая восприятие, умом, заслоненным сонливостью, которая оставляет вас слепым, как, не думая о своей собственной гибели, можете вы спать?"
г) Ширма беспокойства и скорби. Есть 3 вида беспокойства:
1) Беспокойство тела, вызывающее склонность к прогулкам и прохаживанию и неловкость при сидении. 2) Беспокойство речи, которое вызывает удовольствие напевать, спорить об истинном и ложном, бесцельно рассуждать и просто болтать. 3) Беспокойство ума, вызванное привязанностью к внешним вещам, мирской жизни и ложными взглядами.
д) Ширма в виде сомнения
В мире в общем есть 84 тыс. зол. Поэтому удаление от 5 ширм разрушает все 84 тыс. зол. Тот, кто совершает это, подобен должнику, который свободен от всех долгов, или излечившемуся больному; голодающему, попавшему в страну, где полно всякой пищи, или человеку, который спасся от разбойников и находится вне опасности. Тот, кто освободился от 5 ширм, наслаждается покоем и счастьем. Когда солнце и луна скрыты пылью, дымом, облаками, туманом или затемнением, они теряют свой блеск. Так и ум человека находится в темноте, когда скрыт за 5 ширмами.